Как отмечает Юлиус Эвола в своем труде "Мистерия Грааля" "традиция Грааля, по-видимому, имеет мало общего с традицией апостольско-римской". Он видит истоки этой традиции, относящейся к Авалону, в проникновении некоторых христианских элементов в нордическо-кельтские сказания. Но задолго до христианства на Востоке существовали свои предания, которые можно связать с традицией Грааля. Тем самым подчеркнув мысль Рене Генона об общей для Востока и Запада традиции. О связи Востока и Запада и об общей для обоих граалевской традиции упоминает вскользь в своем "Парцифале" немецкий поэт Вольфрам фон Эшенбах. Согласно его версии брат Парцифаля Фейрефиц отправился в Индию, в которой стал править. Его жена Репанс родила младенца Иоанна, который стал впоследствии известен восточным людям как монах Иоанн. И от него же пошли все христианские короли. В Пешаваре некогда хранилась чаша Будды, которая долгое время была предметом поклонения. Она представляла разноцветный сосуд с преобладающим черным цветом, причем были очень заметны линии краев четырех чаш, вошедших в ее состав. В Джатаке так рассказывается о ее происхождении: "Тогда с четырех стран пришедшие четыре хранителя мира поднесли чаши, сделанные из сапфира, но Будда отказался. Снова они предложили четыре чаши, сделанные из черного камня мугаванна, и он, полный состраданья к четырем ученьям, принял четыре чаши. Одну в другую поставил и приказал: да будет одна! И края четырех чаш стали видны, как черты. Все чаши вошли в одну чашу. Тогда Будда в эту новосделанную чашу принял пищу и, насытившись, совершил благодарение". Невольно напрашиваются параллели с христианством, когда волхвы поднесли новорожденному Иисусу свои дары: золото, ладан и смирну. Не будем гадать, кем на самом деле являлись хранители мира и волхвы. Укажем лишь на то, что в обоих случаях присутствует указание на некую традицию, которую они воплощают. Рерих называет чашу Будды ладьей жизни и чашей спасения. Она чудотворна и неистощима. Как и святой Грааль, она была утеряна и снова должна быть найдена. В Махабхарате повествуется о почитании чаши божественного напитка, из-за которой разгорелась борьба. Согласно индийскому преданию, Индра - бог грома и молнии, глава богов, властитель Востока и воплощающий прежде всего воинскую функцию, берет от царя Нагов чашу и относит ее на небо. Это сказание интересно тем, что здесь чаша связана с борьбой. У мусульман в Хандакаре хранится также своя святая чаша. Предание о чаше Джамшида, найденной при основании города Истакара, есть в персидском сказании. Она сделана из бирюзы, полна драгоценного напитка жизни и носит название "Дшами Джемшид". В сказаниях Соловецкого монастыря упоминается легендарная чаша Соломона, которая сделана из драгоценного камня и на которой написаны три стиха самарейскими письменами, которые никто не может истолковать. Но это скорее всего отголосок тамплиерских преданий или кругов. связанных с этим орденом. В пользу этой версии говорят былины о русском короле Артуре - князе Владимире, где нет упоминаний ни о чаше, ни о Граале. Хотя параллелизм двух циклов сказаний западного и русского налицо. Карл Великий - Артур - Владимир. То, что легенда о Граале не нашла своего отражения в русских сказаниях. объясняется тем, что хотя Киевская и Московская Русь, а также Новгород и имели контакты с Западом, а также родственные связи, но в то же время вели активную борьбу друг с другом. Поэтому король Артур не мог стать для Руси символом и эталоном единства, а также могущественным государем. Рерих также упоминает и о священной чаще Фаа Фага, хранящейся в Харране. Из нее пьют участники мистерий, которые на седьмой день возглашают: "Учитель, да возвестится неслыханное!" Однако, помимо священного и сакрального символа, чаша выступает и как центр духовно-чувственного начала. Согласно этой версии, кундалини в процессе эволюции уступает свое значение другому центру около сердца. Этот центр, называемый чашею, является местом манаса - средоточием чувствования. Центр третьего глаза действует в сочетании с чашею и кундалини. Таким образом, можно определить символизм чаши. Это одновременно и мистически-духовный атрибут, имеющий сакральный смысл, но также и символ обновления, который при определенных тренировках человеческого тела, включая сюда и духовные практики, пробудит к жизни новую энергию, которая выведет человечество на новый виток эволюции. |